Эксперты Климатического партнёрства обсудили лесоклиматические проекты и перспективы их реализации в России

30.06.2022

Эксперты Климатического партнёрства обсудили лесоклиматические проекты и перспективы их реализации в России

Эксперты Климатического партнёрства обсудили лесоклиматические проекты и перспективы их реализации в России

Для большинства отраслей 2022 год стал настоящим испытанием. В какой-то момент казалось, что негативный тренд затронет и климатическую повестку, даже несмотря на прошлогодние заявления ряда стран и представителей бизнеса о планах достичь углеродной нейтральности. Однако, климатические и экологические проблемы все же не теряют свою актуальность и все также требуют решения.


Россия не намерена отказываться от достижения Net Zero к 2060 году. Важным отличием РФ от других стран в данном процессе является соотношение снижения выбросов парниковых газов (ПГ) и их поглощения природными экосистемами, на что и обратили внимание эксперты Российского партнёрства за сохранение климата на соответствующем вебинаре. Ожидается, что компенсация выбросов лесами в стране к 2050 году может достичь 65% от выбросов, привела статистику модератор заседания Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию компании Русал. Технически такой показатель возможен, но для его достижения требуются масштабные действия: будь то юридические и номенклатурные нововведения в отношении естественных поглотителей или практические действия, затрагивающие сохранение лесов, их защиту от пожаров, ведение лесного хозяйства и т.д.


Тема лесоклиматических проектов (ЛКП) не менее актуальна и на международной арене, особенно в преддверии СОР-27, которая нацелена на развитие положительных результатов прошлогодней Конференции. Именно тогда более 100 мировых лидеров стран, на долю которых приходится более 85 процентов мировых лесов, пообещали положить конец вырубке лесов. Подобные решения также  сфокусированы на достижении целей Парижского соглашения, т.е. сдерживании прироста глобальной средней температуры ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней.


Соглашением предусмотрено создание единого международного рынка достигнутых результатов увеличения поглощения ПГ. Несмотря на это, отметила Анна Романовская, директор ФГБУ «Институт глобального климата и экологии им. Академика Ю.А. Израэля», правила запрещают любое двойное использование углеродных единиц. А значит, чем больше Россия будет выполнять климатических проектов и продавать их результаты заграницу, тем меньше возможностей по сокращению выбросов и увеличения поглощения ПГ останется у нее самой. Это следствие слабого внутреннего регулирования.


Справедливо заметить, что все же основной причиной реализации ЛКП для бизнеса в России является собственная декарбонизация, а не продажа углеродных единиц «на сторону». При этом, по результатам недавнего опроса "Деловые решения и технологии" и Global climate initiative, российские компании ощущают острую потребность в лучшей проработке нормативной базы и поддержке государства.


С данной позицией согласны эксперты Российского партнерства за сохранение климата. «Для старта реализации ЛКП в России на национальном уровне нужны российские стандарты и методология. Успешно реализованные проекты за рубежом использовали международные методологии, но не все их можно спроецировать на климатические условия бореальных лесов России и учесть все требования российского законодательства», — заметил начальник управления государственной инвентаризации и учета лесов Рослесинфорга Станислав Федоров. Несмотря на это, некоторые представители российского бизнеса уже предпринимают попытки проведения ЛКП. В качестве примера Федоров привел проект Русала - металлургического сегмента En+ Group, по лесовосстановлению на гарях и охране лесов от пожаров в Красноярском крае и Иркутской области, проект карбоновых ферм Сибура и комплексные проекты лесоразведения Роснефти.  


Андрей Птичников, заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН, считает важным перед началом работы над ЛКП выбирать оптимальные методологии, составлять портфолио проектов, тщательно готовить PIN’s (Project Identification Notes) и выбирать оптимальные площадки для реализации. Он также отмечает, что при проведении ЛКП бизнес так или иначе обращается к консультантам по реализации подобных проектов «под ключ». В России сейчас такой команды нет, и приходится обращаться к иностранным коллегам. Поэтому пока что для крупного бизнеса оптимально сочетание российских экспертов, реализующих сам проект, и зарубежных консультантов, занимающихся разработкой документации и климатической модели (PDD), адаптацией методологии, регистрацией проектов в международных системах и т.д.


Подтверждая необходимость реализации ЛКП, Владимир Лукин, эксперт в области сохранения климата, приводит следующие данные. Потенциал декарбонизации России составляет порядка 700 млн тонн СО2 экв/год, при этом общий потенциал, связанный с увеличением поглощающей способности экосистем, составляет 400-480 млн СО2 экв/год. «Безусловно, он не весь технически реализуем, - считает Лукин, - тем более в рамках климатических проектов. Но в то же время данные величины уже стоит прорабатывать всестороннее».


Запись вебинара «Парижское соглашение и российский ОНУВ: вклад природных (лесо)климатических решений», а также презентации спикеров предоставляются по запросу (climate.part@gmail.com). 

Спасибо!

Ваше письмо отправлено! Скоро мы свяжемся с вами.