Бизнес обсудил вопросы взаимодействия с государством в области экологии
31.05.2019
Бизнес обсудил вопросы взаимодействия с государством в области экологии
Представители деловых кругов составят отдельный документ об экологических проблемах бизнеса - такая инициатива была предложена участниками заседания комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров России.
Заседание комитета Ассоциации менеджеров было посвящено взаимодействию бизнеса, государства и НКО в сфере охраны окружающей среды и собрало в гостях у PwC представителей всех заинтересованных сторон. В самом начале дискуссии представитель РСПП Юрий Максименко посетовал, что сейчас бизнес должен переходить на наилучшие доступные технологии, однако государство опаздывает с нормативной базой. Предприятия, перешедшие на НДТ, должны были получать комплексное экологическое разрешение, однако сейчас процесс построен таким образом, что фактически производители по-прежнему получают все старые разрешения по старым нормативам, а уже на их основе получают дополнительный документ, то самое комплексное экологическое разрешение.
При этом, по словам Максименко, каждое новое предприятие «чище» по сравнению со старыми, но вместо стимулирования модернизации и открытия новых производств государство облагает бизнес налогами и сборами.
В свою очередь, представитель Минэкономразвития Владимир Максимов отметил, что в нормативной базе действительно содержатся противоречия, а дополнительную сложность представляют поправки и дополнения к уже действующим законам. При этом чиновник подтвердил, что принцип «кто загрязнил, тот и заплатил» является основным в экологическом регулировании. В настоящее время все предприятия разделены на 4 категории по уровням загрязнений и увеличение сборов касается только 1 категории, которые и характеризуются как «наиболее грязные», – именно для них рост нагрузки оценивается в 100 раз. Для остальных же предприятий и учреждений условия регулирования останутся прежними.
Позитивным примером Максимов назвал инициативу аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова: теперь вместо ежегодного доклада президенту России о проблемах бизнеса будет публиковаться так называемая «Книга проблем», где будут отражены основные сложности бизнес-сообщества. При этом, важным шагом в развитии подобного инструмента станет переход от декларативности (когда проблема просто озвучивалась) к фактическому формированию базы знаний (в документе будут отражены конкретные решения по той или иной проблеме). Участники встречи согласились, что проработка подобного документа в сфере экологии стала бы позитивным шагом в совершенствовании регулирования воздействия промышленности на окружающую среду.
Директор департамента экологии РУСАЛа Иван Ребрик отметил, что основной проблемой взаимоотношений между государством, предприятиями и НКО является отсутствие доверия: без четких правил и в условиях меняющейся нормативной базы вести долгосрочные проекты становится сложнее. При этом, ответственное отношение к окружающей среде становится обязательным, «гигиеническим» требованием не только в вопросах регулирования, но уже и на этапах привлечения финансирования под проекты. Для комфортной работы производителей становится недостаточным соответствовать минимальным требованиям: с учетом ужесточения нормативной базы важно вкладывать в экологическую модернизацию опережающими темпами. Для иллюстрации масштабности задачи достаточно такой цифры – до 2025 года вложения РУСАЛа в НДТ составят 605 млн долларов.
Представитель Unilever Ирина Бахтина отметила, что введение экологического налога означает, что дополнительные издержки просто могут быть перенесены на конечного потребителя и регулирование не приведет к появлению новых «зеленых» производств. В качестве примера ответственного отношения бизнеса к окружающей среде Ирина Бахтина рассказала о ресайклинг-проекте в Unilever. Ставшее модным движение за переработку отходов в полной мере нашло отражение в проекте промышленного гиганта – компания запускает на российском рынке пластиковую тару, произведенную полностью из утилизированного в России пластика. Использование вторичного сырья – не новость, но, как правило, либо это пластик импортируемый (в России зачатую такие отходы сортируются уже на свалке и не могут использоваться в потребительском сегменте), либо его содержание в новой продукции ограничено.
Представитель PwC отметил повышение популярности расширенной ответственности производителей и работа с компаниями не ограничивается оценкой экологических рисков и соответствия нормам регулирования. Компании все чаще выступают с собственными инициативами по снижению воздействия на окружающую среду, однако меняющиеся нормы государственного экологического регулирования могут попросту игнорировать усилия бизнеса. Примером может служить утилизация отходов. Возможность самостоятельного выполнения нормативов подталкивает бизнес не только к инвестициям в утилизацию, но и к налаживанию взаимодействия с другими игроками рынка. При этом отрицательной стороной по-прежнему остаются лакуны в нормативной базе, где, к примеру, отсутствуют определения ключевых понятий.
Директор программы «Зеленая экономика» WWF Михаил Бабенко поделился мнением, что НКО, бизнес и государство говорят на разных языках, именно из-за этого и возникает значительное число проблем с реализацией экологических проектов. В то же время, НКО могут стать площадкой для налаживания взаимодействия всех заинтересованных сторон. Уже несколько лет WWF рассчитывает рейтинг экологической открытости компаний (сейчас этот рейтинг учитывает компании нефтегазового сектора и металлургии), при этом цель – не простое выстраивание компаний по порядку, а демонстрация того, какие индикаторы являются существенными. Одним и позитивных сдвигов стал и тот факт, что бизнес не просто использует ресурсы, но начинает смотреть на происхождение этих ресурсов: в этом Россия движется в общемировом тренде.
Обсуждая глобальные проблемы охраны окружающей среды, участники комитета не забыли и о локальных аспектах, например, о защите национального парка «Лосиный остров». В последние дни в СМИ стали появляться сообщения об изменении границ зеленой зоны, что может создать опасный прецедент. Ключом к решению проблемы может стать объединение усилий граждан, общественных организаций и бизнеса. Главное – говорить на одном языке. Именно этот принцип красной нитью шел в выступлениях на заседании комитета Ассоциации менеджеров.
Заседание комитета Ассоциации менеджеров было посвящено взаимодействию бизнеса, государства и НКО в сфере охраны окружающей среды и собрало в гостях у PwC представителей всех заинтересованных сторон. В самом начале дискуссии представитель РСПП Юрий Максименко посетовал, что сейчас бизнес должен переходить на наилучшие доступные технологии, однако государство опаздывает с нормативной базой. Предприятия, перешедшие на НДТ, должны были получать комплексное экологическое разрешение, однако сейчас процесс построен таким образом, что фактически производители по-прежнему получают все старые разрешения по старым нормативам, а уже на их основе получают дополнительный документ, то самое комплексное экологическое разрешение.
При этом, по словам Максименко, каждое новое предприятие «чище» по сравнению со старыми, но вместо стимулирования модернизации и открытия новых производств государство облагает бизнес налогами и сборами.
В свою очередь, представитель Минэкономразвития Владимир Максимов отметил, что в нормативной базе действительно содержатся противоречия, а дополнительную сложность представляют поправки и дополнения к уже действующим законам. При этом чиновник подтвердил, что принцип «кто загрязнил, тот и заплатил» является основным в экологическом регулировании. В настоящее время все предприятия разделены на 4 категории по уровням загрязнений и увеличение сборов касается только 1 категории, которые и характеризуются как «наиболее грязные», – именно для них рост нагрузки оценивается в 100 раз. Для остальных же предприятий и учреждений условия регулирования останутся прежними.
Позитивным примером Максимов назвал инициативу аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова: теперь вместо ежегодного доклада президенту России о проблемах бизнеса будет публиковаться так называемая «Книга проблем», где будут отражены основные сложности бизнес-сообщества. При этом, важным шагом в развитии подобного инструмента станет переход от декларативности (когда проблема просто озвучивалась) к фактическому формированию базы знаний (в документе будут отражены конкретные решения по той или иной проблеме). Участники встречи согласились, что проработка подобного документа в сфере экологии стала бы позитивным шагом в совершенствовании регулирования воздействия промышленности на окружающую среду.
Директор департамента экологии РУСАЛа Иван Ребрик отметил, что основной проблемой взаимоотношений между государством, предприятиями и НКО является отсутствие доверия: без четких правил и в условиях меняющейся нормативной базы вести долгосрочные проекты становится сложнее. При этом, ответственное отношение к окружающей среде становится обязательным, «гигиеническим» требованием не только в вопросах регулирования, но уже и на этапах привлечения финансирования под проекты. Для комфортной работы производителей становится недостаточным соответствовать минимальным требованиям: с учетом ужесточения нормативной базы важно вкладывать в экологическую модернизацию опережающими темпами. Для иллюстрации масштабности задачи достаточно такой цифры – до 2025 года вложения РУСАЛа в НДТ составят 605 млн долларов.
Представитель Unilever Ирина Бахтина отметила, что введение экологического налога означает, что дополнительные издержки просто могут быть перенесены на конечного потребителя и регулирование не приведет к появлению новых «зеленых» производств. В качестве примера ответственного отношения бизнеса к окружающей среде Ирина Бахтина рассказала о ресайклинг-проекте в Unilever. Ставшее модным движение за переработку отходов в полной мере нашло отражение в проекте промышленного гиганта – компания запускает на российском рынке пластиковую тару, произведенную полностью из утилизированного в России пластика. Использование вторичного сырья – не новость, но, как правило, либо это пластик импортируемый (в России зачатую такие отходы сортируются уже на свалке и не могут использоваться в потребительском сегменте), либо его содержание в новой продукции ограничено.
Представитель PwC отметил повышение популярности расширенной ответственности производителей и работа с компаниями не ограничивается оценкой экологических рисков и соответствия нормам регулирования. Компании все чаще выступают с собственными инициативами по снижению воздействия на окружающую среду, однако меняющиеся нормы государственного экологического регулирования могут попросту игнорировать усилия бизнеса. Примером может служить утилизация отходов. Возможность самостоятельного выполнения нормативов подталкивает бизнес не только к инвестициям в утилизацию, но и к налаживанию взаимодействия с другими игроками рынка. При этом отрицательной стороной по-прежнему остаются лакуны в нормативной базе, где, к примеру, отсутствуют определения ключевых понятий.
Директор программы «Зеленая экономика» WWF Михаил Бабенко поделился мнением, что НКО, бизнес и государство говорят на разных языках, именно из-за этого и возникает значительное число проблем с реализацией экологических проектов. В то же время, НКО могут стать площадкой для налаживания взаимодействия всех заинтересованных сторон. Уже несколько лет WWF рассчитывает рейтинг экологической открытости компаний (сейчас этот рейтинг учитывает компании нефтегазового сектора и металлургии), при этом цель – не простое выстраивание компаний по порядку, а демонстрация того, какие индикаторы являются существенными. Одним и позитивных сдвигов стал и тот факт, что бизнес не просто использует ресурсы, но начинает смотреть на происхождение этих ресурсов: в этом Россия движется в общемировом тренде.
Обсуждая глобальные проблемы охраны окружающей среды, участники комитета не забыли и о локальных аспектах, например, о защите национального парка «Лосиный остров». В последние дни в СМИ стали появляться сообщения об изменении границ зеленой зоны, что может создать опасный прецедент. Ключом к решению проблемы может стать объединение усилий граждан, общественных организаций и бизнеса. Главное – говорить на одном языке. Именно этот принцип красной нитью шел в выступлениях на заседании комитета Ассоциации менеджеров.